В мае котировки Brent продолжили проторговывать боковик $107-110. Отметим, что нефтяные цены выработали иммунитет к украинским событиям и практически  не реагируют на них. Видимо, участники рынка считают минимальной вероятность радикального сценария, при котором произойдёт сбой поставок “чёрного золота” из России.

В то же время рынок внимательно следит за новостями из Ливии и Ирана. В Ливии правительство не контролирует ряд месторождений и терминалов, противостояние с повстанцами продолжается. Производство нефти в стране упало до 150 тысяч баррелей в сутки. Это почти в 10 раз меньше, чем при Муаммаре Каддафи.

Сокращение поставок ливийской нефти на рынок готовы компенсировать Ирак, Ангола и Иран. Ирак в мае повысил экспорт нефти на 8% до 2.58 млн баррелей в сутки и открыл новый экспортный терминал. Иран в мае увеличил экспорт на  300 тысяч баррелей в сутки до 1.38 млн. В дальнейшем рост поставок иранской нефти  зависит от успешности переговоров по ядерной программе – Тегеран продолжает отстаивать своё право на “мирный атом”.

Любопытно заявление министра нефти Саудовской Аравии о возможности увеличения добычи до 12,5 млн баррелей в день.  Возможный рост предложения на мировой рынок нефти из США и Саудовской Аравии может оказать давление на нефтяные цены. Тем более, что в Еврозоне и Китае потребление нефти находится на низком уровне. Так, в Поднебесной в апреле потребление снизилось до 9.71 млн баррелей в сутки.

В то же время запасы и уровень добычи нефти в США держаться на высоком уровне - 392 млн баррелей и 8.5 млн баррелей в сутки соответственно. Согласно официальным данным, рост происходит благодаря сланцевой нефти. Отметим, что спрэд между Brent и WTI сузился до $6. Возможно, это связано с началом летнего автомобильного сезона в США (с соответствующим ростом спроса на бензин).