Уходящий год для российской нефтяной отрасли выдался эпохальным – годами длившийся конфликт между акционерами ТНК-ВР <> закончился покупкой компании государственной "Роснефтью" <>, которая также заключила соглашения с иностранными гигантами для освоения российского шельфа. Россия продала последние крупные месторождения из советского наследия, российским нефтяникам также удалось получить новые проекты на Ближнем Востоке, неспокойная ситуация на котором вновь помогла держать нефтяные цены на высоком уровне.

НЕФТЯНОЙ ГОСКАПИТАЛИЗМ

Сделкой даже не года, а века стала покупка "Роснефтью" 100% российско-британской ТНК-ВР. Слухи о сделке витали в воздухе с начала июня, когда ВР объявила, что получила предложение о покупке своей доли, но официально стороны объявили о договоренностях только 22 октября. Сделка предполагает, что доля ВР будет выкуплена за 17,1 миллиарда долларов и 12,84% акций самой "Роснефти". Российский же акционер ТНК-ВР, консорциум AAR, получит только денежные средства – но зато сразу 28 миллиардов долларов.

Учитывая историю отношений ВР и AAR, изобилующую примерами невыполнения взаимных обещаний и договоренностей, многие сомневались в благополучном завершении сделки с "Роснефтью" и в том, что партнеры не станут вставлять друг другу палки в колеса. В прошлом году именно пункт акционерного соглашения между ВР и AAR, который требовал, чтобы все новые проекты были сначала предложены для реализации через ТНК-ВР, позволил консорциуму в Стокгольмском арбитраже заблокировать сделку ВР и "Роснефти" по созданию стратегического альянса. Эта история окончательно разрушила доверие между партнерами, которые с переменным успехом конфликтовали еще с 2008 года. В этом году конфликт вышел на точку невозврата, обе стороны признали, что уже не могут совместно вести бизнес. Даже российские власти были настолько впечатлены борьбой ВР и AAR, что дали "Роснефти" разрешение на покупку ТНК-ВР, несмотря на то, что это противоречит тренду на сдерживание государственного сектора.

Однако возможность получить на двоих только денежных средств больше 45 миллиардов стала отличным стимулом для примирения. Обязывающие документы по сделке были подписаны стремительно: договор купли продажи с ВР был подписан спустя всего месяц после объявления – 22 ноября, с AAR – 12 декабря. Теперь, по сути, осталось утрясти бюрократические процедуры – покупка требует согласования антимонопольных органов во многих странах, но вряд ли и с этим уже возникнут трудности. Обе сделки "Роснефть" планирует окончательно закрыть в первой половине наступающего года.

ИНОСТРАНЦЫ ВОЗВРАЩАЮТСЯ В РОССИЮ

Несмотря на неудачи ВР в текущем году иностранным компаниям удалось сделать конкретные шаги по направлению к российским недрам. Главную роль здесь сыграла опять же "Роснефть", заключившая соглашения о совместной разработке шельфа с мировыми гигантами - американской ExxonMobil, итальянской Eni и норвежской Statoil. Иностранцы получают треть в совместных предприятиях по разработке месторождений на российском шельфе, взамен финансируют геологоразведку и пускают "Роснефть" в свои проекты за рубежом. Потенциальным партнером госкомпании в Арктике называлась также индийская ONGC, однако пока дальше предположений дело не продвинулось. На сегодня у "Роснефти" остаются "на выданье" еще пять из двенадцати участков, которые она предложила российским и иностранным компаниям для партнерства на шельфе.

Кроме того, после консолидации "Роснефтью" компании ТНК-ВР британская ВР может подумать и о возрождении идеи стратегического альянса с крупнейшей российской нефтекомпанией. Правда, те участки арктического шельфа, на которых ВР и "Роснефть" собирались строить свое счастливое совместное будущее, российская госкомпания уже осваивает с другим партнером – американским гигантом ExxonMobil. Но в планах "Роснефти" получить еще 12 участков в Арктике, так что через полгода у сторон еще будет что обсудить и может, наконец, стать реальным альянс госкомпании и британской BP, потерпевший громкую неудачу в прошлом году. Глава "Роснефти" Игорь Сечин говорил ранее, что у госкомпании есть план по новым проектам, в которых она намерена сотрудничать с BP как с партнером. Он отметил, что речь идет о новых проектах, которые не входят в периметр существующих договоренностей. Но пока никаких конкретных деталей стороны не озвучивали.

ВОСТОК - ДЕЛО ТОНКОЕ

С начала года нефтяные рынки отыгрывали не только перипетии в мировой экономике, но и ожидание санкций против Ирана - Запад подозревает страну в разработке ядерного оружия. Инвесторы опасались серьезных перебоев с поставками - Иран производил 3,5 миллиона баррелей нефти в сутки, из которых 2,5 миллиона шли на экспорт, и занимал второе место по добыче среди стран-членов ОПЕК после Саудовской Аравии. Эмбарго Евросоюза на импорт иранской нефти вступило в силу 1 июля, но серьезных перебоев с поставками в общемировом масштабе не произошло. С одной стороны это было обусловлено волатильностью спроса, а с другой, наращиванием добычи другими традиционными крупными поставщиками – ОПЕК в марте вышел на максимальный уровень добычи за три года и поставлял на мировой рынок около 31,43 миллиона баррелей в день. Однако официально ОПЕК квоты на добычу повышать не стал, и они остались на уровне 30 миллионов баррелей в день. Сам Иран, при этом, санкции ощутил - объемы экспорта "черного золота" из страны снизились вдвое, добыча уже в июле снизилась до минимума с февраля 1990 года, составив лишь 2,86 миллиона баррелей в день.

В уходящем году взгляды нефтяников обращалась на Восток не только из-за Ирана - российские компании активизировалась в Ираке. По итогам IV лицензионного раунда в стране контракты получили "Башнефть" <> и ЛУКОЙЛ <>. Консорциум в составе российской "Башнефти", британской Premier Oil и иракской South Oil Company подписали контракт на блок 12, ЛУКОЙЛ в партнерстве с японской Impex получил блок 10. Между тем, в конце года у ЛУКОЙЛа появилась возможность войти еще в один проект в Ираке - американская ExxonMobil сделала российской компании предложение по покупке своей доли (60%) в крупном нефтяном месторождении Западная Курна-1, у американцев возникли разногласия с властями Ирака из-за желания работать в автономной области Курдистан. ЛУКОЙЛ планирует дать ответ до середины января 2013 года, а пока изучает возможную синергию от объедения в единую инфраструктуру Западной Курны-1 и Западной Курны-2, в проекте освоения которой уже имеет 75%.

А вот российская "Газпром нефть" <> подписала два контракта на разработку и добычу нефти как раз в Курдистане, при том что еще в 2009 году консорциум, куда входила компания, выиграл тендер на разработку нефтяного месторождения Бадра на востоке Ирака. Руководство компании заявляет, что надеется работать как с властями Ирака, так и с властями Курдистана.

НЕФТЬ НА ВОСТОК

Российская нефтетранспортная инфраструктура также пополнится в этом году второй очередью нефтепровода ВСТО - ВСТО-2, которую "Транснефть" <> запустит до конца декабря. Строительство второй очереди началось в январе 2010 года, уже через две недели после запуска ВСТО-1, когда в порту "Козьмино" был отгружен первый танкер с российской нефтью. Мощность ВСТО-2 составит 30 миллионов тонн нефти в год с последующим увеличением до 50 миллионов тонн нефти в год. Нефтепровод длиной 2045 километров проложен по четырем регионам: Амурской области, Еврейской автономной области, Хабаровскому и Приморскому краю.

Ввиду обозначенного властями курса на азиатские рынки проект реализовывался весьма динамично, и, несмотря на по-сибирски суровые условия, "Транснефть" закончила стройку на год раньше плана, сделав все возможное, чтобы максимально приблизить запуск. Нефтяники смогут, наконец, переключиться на Восточную Сибирь, а нефть марки ESPO, по мнению экспертов, может сменить американскую WTI или британскую Brent в качестве нового стандарта расчетов цен на "черное золото". Марка ESPO представляет собой малосернистую смесь нефти Восточной и Центральной Сибири с содержанием серы не более 0,75%. Добыча ESPО в 2013 году вырастет до 400 тысяч баррелей в день с 300 тысяч баррелей в этом году, приводит WSJ оценку глобального директора по рынкам Platts Жоржа Монтепека.

"Транснефть", завершившая за последние годы сразу несколько крупных проектов в области транспортировки нефти, вывела свои мощности из категории дефицитных в профицит. Впрочем для простаивания восточной трубы пока нет явных предпосылок. Уже очевидна популярность ВСТО-2 и в узких кругах – еще до запуска нефтепровода на нем ликвидируются незаконные врезки.

ОБЕЩАНИЕ ЛЬГОТ

Правительство РФ в 2012 году обещало ряд послаблений для нефтяной отрасли, которые должны стать стимулом для разработки сложных и труднодоступных месторождений. По мнению экспертов, без этого отрасль уже в скором времени столкнется с падением добычи из-за истощения действующих месторождений. Правда, по большинству инициатив дальше обещаний дело пока не пошло.

В конце сентября правительство РФ приняло решение о расширении налоговых льгот для добычи нефти в Восточной Сибири: каникулы по НДПИ будут продлены до 1 января 2022 года, а экспортная пошлина для новых месторождений этого региона будет снижена почти вдвое. Еще одно решение принято по месторождениям с трудноизвлекаемой нефтью - президент РФ Владимир Путин в начале декабря подписал закон о применении в отношении такой нефти пониженной ставки вывозной таможенной пошлины в размере 10% от обычной.

Минэнерго также ведет работу над единой методикой предоставления льгот для нефтяных месторождений и рассчитывает на принятие в первом квартале 2013 года нового закона о таможенном тарифе, в который будет включена методология предоставления льгот по экспортным ставкам для месторождений нефти. Власти РФ продолжили в 2012 году обсуждать новую систему налогообложения российского шельфа, но до конкретных решений дело опять не дошло.

ЛАКОМЫЕ КУСКИ ИЗ СОВЕТСКОГО ПРОШЛОГО

Правительство РФ приняло решение выставить в конце года на аукционы три участка недр, содержащие крупные месторождения углеводородов. "На днях распродаем остатки советского прошлого… После этого, конечно, таких лакомых кусков уже не останется", - сказал об аукционных лотах министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской.

Аукционы начались с Лодочного нефтегазоконденсатного месторождения в Красноярском крае, на которое в свое время претендовала "Роснефть". В итоге оно досталось структуре ТНК-ВР, которая и сама скоро станет частью "Роснефти", за 4,66 миллиарда рублей при стартовой цене в 3,6 миллиарда рублей. Второй аукцион оказался гораздо увлекательнее. Северо-Рогожниковское (имени Шпильмана) месторождение в ХМАО-Югре, на который в том числе претендовала "Роснефть", было продано "Сургутнефтегазу" <> за 46,2 миллиарда рублей - в три раза выше стартовой цены. Однако ЛУКОЙЛ и эту рекордную цену перешагнул, заплатив за Имилорское нефтяное месторождение в два раза выше стартовой цены - 50,8 миллиарда рублей. Таким образом, два из трех месторождений достались частным компаниям, а государство получит более 100 миллиардов рублей.

Правда, получение заветной лицензии еще не гарантирует безоблачного будущего для победителя. "Башнефть", получившая по итогам конкурса в 2011 году лицензию на освоение крупных месторождений имени Требса и Титова в Ненецком автономном округе, в 2012 году чуть было не лишилась ее из-за претензий со стороны регулирующих органов. "Башнефть" решила разрабатывать месторождения в партнерстве с ЛУКОЙЛом, и 15 апреля 2011 года компании подписали договор о создании СП по разработке месторождений, которому и была передана лицензия. Однако Роснедра 18 мая 2012 года отменили передачу лицензии СП, так как у последнего отсутствуют перерабатывающие мощности. Позже компания подала заявку на изменение условий лицензии и возврате ее СП, но регулятор до сих пор не принял решения.

Евгения Соколова, Прайм