Однако ничто из этого не помешало "Газпрому"  запускать и планировать все новые и новые газотранспортные мощности.

ОТНЯТЬ У ГАЗПРОМА ДОХОДЫ…

Налоговые инициативы правительства РФ в отношении нефте- и газодобывающей отраслей в 2012 году были в центре внимания как самих компаний, так и рынка. Еще не успели развеяться сомнения в целесообразности введенной в 2011 году системы расчета экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты "60-66", как последовала очередная новация, основным объектом которой стал "Газпром".

В мае правительство одобрило предложение Минфина об ускоренном повышении НДПИ, предполагавшее изъятие 80% допдоходов "Газпрома" от повышения внутренних цен на газ. Предлагалось увеличить размер налога для холдинга с 582 рублей в первом полугодии 2013 года до 1062 рубля за тысячу кубометров с середины 2015 года. Независимые производители также не были обделены вниманием государства: для них предлагались хоть и меньшие, но не менее чувствительные темпы роста налога.

Инициатива вызвала резкие возражения со стороны как "Газпрома", так и независимых производителей. Позже Минфин согласился на более низкие темпы роста налога. В итоге в конце ноября президент РФ подписал закон, который устанавливает для "Газпрома" и его "дочек" ставку НДПИ с 1 июля 2013 года в 622 рубля за тысячу кубометров, с 1 января 2014 года - 700 рублей, с 1 января 2015 года - 788 рублей. Для независимых производителей газа сохранилось право применения понижающего коэффициента, который составит 0,646 с 1 июля 2013 года, 0,673 в 2014 году и 0,701 в 2015 году.

Уже после принятия всех решений по темпам роста налога министерство энергетики предложило обнулить НДПИ сроком на 25 лет для новых газовых проектов в Сибири и на Дальнем Востоке, чтобы дополнительно простимулировать инвестиции и разработку месторождений. Соответствующее предложение было направлено в правительство 1 ноября. Глава Минэнерго Александр Новак отмечал, что пока предложение не предусматривает каких-либо временных ограничений по срокам запуска проектов, в рамках которых будут действовать налоговые каникулы.

НЕЗАВИСИМЫЕ НАСТУПАЮТ

Независимые производители развернули в 2012 году борьбу за контракты на поставки газа внутри России. Экспорт законодательно закреплен за "Газпромом", поэтому компании пытаются перехватить потребителей на внутреннем рынке. Порядка 40% долгосрочных договоров "Газпрома" о поставках потребителям в РФ истекают в конце 2013 года, а независимые производители предлагают более выгодные условия и цены.

По оценкам отраслевых экспертов, выгода от заключения контрактов с НОВАТЭКом может составлять 5-10%, что вполне привлекательно для потребителей. Так, в 2012 году НОВАТЭК заключил контракты с электрогенерирующими "Э.Он Россия" и "Фортум" на поставку свыше 180 миллиардов кубометров газа в течение 15 лет. ММК закупит у него 50 миллиардов кубометров в течение 10 лет, "Северсталь" <> - 12 миллиардов кубов в течение пяти лет, "Уралкалий" - 5 миллиардов кубов в течение 10 лет.

Стремясь отхватить кусок от "газового пирога", независимые производители неизбежно вступили и в конкуренцию друг с другом. В начале ноября "Роснефть" и группа "Интер РАО ЕЭС", закупающая в настоящее время газ у НОВАТЭКа, заключили контракт на поставку газа с 2016 года объемом до 35 миллиардов кубов в год. Ответ не заставил себя ждать: НОВАТЭК уже в декабре сообщил, что договорился с контролируемой "Газпромом" энергогенерирующей компанией "Мосэнерго" о поставках в 2013-2015 годах порядка 27 миллиардов кубометров газа стоимостью, по прогнозным оценкам, около 121 миллиарда рублей.

Более того, совет директоров НОВАТЭКа принял решение создать дочернее общество ООО "НОВАТЭК Московская область", демонстрируя серьезность своих планов по выходу на привлекательный рынок столичного региона. Глава и совладелец НОВАТЭКа Леонид Михельсон сообщил в конце ноября на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным, что компания планирует в 2013 году довести объемы продажи газа на внутреннем рынке до 70 миллиардов кубометров (рост на 15%). НОВАТЭК в декабре 2011 года получил контроль над 100% ООО "Газпром межрегионгаз Челябинск", заплатив за актив 1,55 миллиарда рублей и, таким образом, стал единственным поставщиком газа в Челябинской области. Год спустя стало известно, что НОВАТЭК планирует купить еще и "Газпром межрегионгаз Кострома".

"Роснефть" в свою очередь в августе приобрела 51% НГК "Итера" и не исключает, что эта компания станет оператором всех ее газовых активов, а не только тех, что уже были переданы в СП. Аналитики считают, что борьба за внутренний рынок в дальнейшем будет только расти. Так, позиции "Роснефти" на газовом рынке РФ могут усилиться после приобретения 100% ТНК-ВР, владеющей, в том числе, и газовыми активами. В будущем это приведет к еще большему снижению доли "Газпрома" на отечественном рынке газа и к усилению конкуренции между независимыми производителями.

ГАЗОПРОВОДНЫЙ СИНДРОМ

Несмотря на снижение спроса на российский газ в Европе, "Газпром" с удивительным упорством и оптимизмом продолжает реализовывать проекты строительства все новых и новых газопроводов. В начале октября холдинг с партнерами запустили вторую ветку "Северного потока", доведя ее общую мощность до 55 миллиардов кубометров в год. К этому моменту по первой ветке мощностью 27,5 миллиарда кубов, запущенной 8 ноября 2011 года, было прокачано только около 9 миллиардов кубов российского газа. Это не помешало акционерам Nord Stream AG объявить о планах строительства третьей и четвертой веток газопровода. Меморандум по новым ниткам будет подписан до 31 января, и одна из них может пойти в Великобританию.

В начале декабря "Газпром" с партнерами дал старт строительству "Южного потока" мощностью 63 миллиарда кубометров газа в год. Планируется, что первые поставки начнутся в декабре 2015 года, а коммерческие - в первом квартале 2016 года. При этом все еще не решен вопрос с применением норм третьего энергопакета ЕС к отводам от "Северного потока" и ко всему "Южному потоку". Россия надеется подписать с Евросоюзом соглашение по новым инфраструктурным проектам, в котором для них будут сделаны исключения.

Помимо этого, президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что "Газпром" заинтересован в строительстве второй нитки газопровода Ямал-Европа, который в 2006 году вышел на проектную мощность в 32,9 миллиарда кубометров. По его словам, в настоящее время "Газпром" ведет переговоры с Польшей и Прибалтикой о поставках в эти страны газа. Это притом, что еще в ноябре глава "Газпрома" Алексей Миллер сообщил, что холдинг готов увеличить объемы транзита российского газа через эту страну на 30%. В реконструкцию мощностей принадлежащего российскому концерну "Белтрансгаза" будет вложено около двух миллиардов долларов. В 2012 году по белорусскому маршруту в Европу будет направлено 44,5 миллиарда кубометров газа.

Однако и на этом российские газопроводные амбиции не заканчиваются. В начале декабря президент Владимир Путин заявил, что Россия и Турция могут договориться о расширении газопровода "Голубой поток", в том числе для поставок на рынки третьих стран. Эта идея изучалась в 2009 году, поставки по "Голубому потоку-2" планировались в Израиль. Тогда Путин вскоре признал, что российский газ не понадобится Израилю в связи с обнаружением у этой страны собственных запасов. Вместе с тем он отмечал, что РФ рассматривает проект "Голубой поток-2" как дополнительную возможность поставок газа на турецкий рынок и как возможность транзита в третьи страны, в том числе в Сирию и Ливан. Мощность "Голубого потока" сейчас составляет 16 миллиардов кубометров.

ПОВОРОТ НА ВОСТОК

На фоне снижения спроса в Европе еще одной горькой пилюлей для "Газпрома" стало преследование со стороны Еврокомиссии, которая 4 сентября объявила о начале антимонопольного расследования в отношении российского холдинга по трем возможным случаям нарушения конкуренции на европейском внутреннем рынке. Во-первых, "Газпром", предположительно, разделил рынки газа, затруднив свободные поставки в страны-члены ЕС. Во-вторых, компания, возможно, препятствовала диверсификации поставок газа. Наконец, "Газпром" мог установить несправедливые цены для своих клиентов, увязав их с ценами на нефть. Эксперты полагают, что Еврокомиссия пытается контролировать рынок и заставить "Газпром" перейти от контрактной схемы поставок газа на спотовую. Если российский холдинг будет признан виновным, ему грозят крупные штрафы и пересмотр контрактов на поставки газа европейским потребителям, что также может привести к финансовым потерям.

Реакция России на расследование была беспрецедентной - был издан специальный указ президента РФ, который обязал стратегические российские компании согласовывать с правительством действия при предъявлении к ним требований иностранными государствами, включая изменение контрактов. "Газпром" тогда объявил, что впредь не будет делать иностранцам никаких скидок без согласия кабмина. Кроме того, "Газпром" не будет предоставлять требуемую информацию о его деятельности, если это нанесет России экономический ущерб. Одновременно холдинг заявил о намерении нарастить экспорт в восточном направлении до уровня, сопоставимого с европейским, и пообещал ускорить ввод месторождений в рамках Восточной газовой программы.

С учетом вышеперечисленного судьба украинской газотранспортной системы становится все туманнее. "Газпром" неоднократно заявлял, что после запуска "Южного потока" и удвоения пропускной мощности "Северного потока" Украина будет иметь нулевое значение для экспорта российского газа. Не исключено, что в случае необходимости холдинг сократит или вовсе сведет к нулю транзит газа через Украину, чтобы заполнить новые трубы. По крайней мере, арифметически пока все выглядит именно так.

ЕВРОПЕЙСКИЙ ВОПРОС

Несмотря на все эти обширные планы остается открытым вопрос влияния европейского законодательства на будущее российских газопроводов. В настоящее время требования третьего энергопакета ЕС для создания конкуренции предусматривают, что один поставщик может использовать не более 50% трубопроводных мощностей. В итоге "Газпром" лишается возможности использования половины мощностей сухопутных газопроводов-отводов от морских газопроводов "Северный" и "Южный поток". Таким образом, "Газпром", подавая к границам ЕС необходимые рынку объемы природного газа, теперь не может рассчитывать на использование адекватных транспортных мощностей для доставки этих объемов к пунктам сдачи - туда, где газ меняет собственника и вливается во внутреннюю европейскую газораспределительную сеть.

По словам Миллера, для "Северного потока" это становится реальностью: по нему уже поступает "голубое топливо" европейским потребителям, но фактически дискриминационная мера препятствует эффективному функционированию газопроводов OPAL и NEL, которые являются составной частью "Северного потока". Аналогичная проблема надвигается и на "Южный поток". Миллер отмечал, что европейские и национальные органы не позволяют "Газпрому" использовать все принимающие мощности, даже когда на них нет других претендентов.

Россия рассчитывает решить этот вопрос в новом соглашении с ЕС по трансграничным инфраструктурным проектам, в котором остались "Северный" и "Южный поток" с отводами OPAL и NEL. Новый текст соглашения российская сторона передала 21 декабря на саммите Россия-ЕС, но решений по этому вопросу принято не было. Миллер сообщил, что Россия и ЕС в январе могут подписать меморандум, предоставляющий "Газпрому" право 100-процентного использования мощностей газопровода OPAL только на шесть месяцев. Для "Южного потока" шанс может появиться, если все его европейские участки будут признаны национальными проектами.

ШТОКМАН В ТУМАНЕ

В текущем году эксперты нередко упрекали "Газпром", что он недооценил "сланцевую революцию" в США и недостаточно диверсифицировал рынки сбыта. По их мнению, страна не готова к резкому росту мощностей по производству сжиженного природного газа в мире. Самый известный СПГ-проект "Газпрома" - Штокмановский в минувшем году постоянно давал повод для новостей и сплетен, но к реализации его это не приближало.

Еще в конце 2011 года участники проекта, которыми на тот момент помимо "Газпрома" (51%) были французская Total (25%) и норвежская Statoil (24%), в очередной раз не смогли принять окончательное инвестрешение и перенесли его на март 2012 года. В марте его вновь отложили - до 1 июля под предлогом необходимости диалога с властями. Источники на рынке уверяли, что партнеры не могут договориться из-за неопределенности с налоговыми льготами. Вскоре замглавы "Газпрома" Александр Медведев сообщил, что акционеры проекта рассматривают возможность производства только СПГ, отказавшись от трубопроводного газа. Тогда же он сказал, что "Газпром" хочет изменить бизнес-модель сотрудничества с партнерами по проекту.

Естественно, это моментально породило слухи о том, что кто-то из иностранных участников может Штокман покинуть. Вначале подозревали Total, которая реализует проект "Ямал СПГ" вместе с НОВАТЭКом. Однако в мае появилась информация, что проект покидает Statoil. Действующее акционерное соглашение по Штокману истекло 1 июля, новые партнеры выбраны не были, а старые должны были сдать "Газпрому" свои доли. Однако в июле это сделала только Statoil, в июле же были уволены все сотрудники Shtokman Development AG, а в августе "Газпром" объявил, что проект отложен на неопределенный срок из-за слишком высоких затрат. По словам менеджеров холдинга, окончательного инвестрешения не следует ждать раньше 2014 года. В ноябре глава "Газпрома" Алексей Миллер сказал "Прайму", что холдинг рассматривает возможность вхождения в Штокман компаний с его целевых рынков. В качестве целевого рынка для Штокмана прежде рассматривались страны АТР и Европа. Total же до сих пор остается акционером проекта и рассчитывает на его реализацию.

Между тем в конце декабря "Газпром", который теперь владеет 75% компании специального назначения Shtokman Development AG, сообщил, что продолжает самостоятельную реализацию проекта, и уже в январе планируется провести тендер по выбору проектировщика для завода СПГ мощностью 30 миллионов тонн в год. В прежних планах в рамках первой фазы разработки месторождения завод СПГ должен был производить 7,5 миллиона тонн СПГ, а всего добывать планировалось 23,7 миллиарда кубометров. Пока это последнее изменение из череды многих и многих, преследующих Штокман на трудном пути его реализации. Станет ли оно окончательным, нам доведется узнать в следующем году.

Евгения Соколова, Прайм