У Центрального банка России скоро будет новый председатель, и, как и в Банке Англии, появление нового человека порождает ожидания перемен в сторону смягчения денежно-кредитной политики.

Россия, однако, имеет свои особенности. Положению, которое займет Эльвира Набиуллина, руководители многих центральных банков могут только позавидовать, поскольку в ее распоряжении будут широкие возможности для стимулирования кредитной деятельности и экономического роста с использованием традиционных инструментов. Ставка рефинансирования ЦБ России - 8,25%, тогда как в Великобритании, США и еврозоне она близка к нулю.

Вторая особенность заключается в том, что Набиуллина возглавит Центральный банк России в июне - в поворотный момент развития российской экономики. Для предотвращения серьезных рисков новому руководителю Центробанка придется сконцентрировать внимание на широком круге вопросов. При снижении кредитных ставок, ее политика должна способствовать привлечению инвестиций, не прибегая, однако, к введению в России нормативов "Базеля III".

Многие исследователи российской экономики утверждают, что Центробанк очень долго проводил слишком жесткую монетарную политику. Покидающий пост председателя ЦБ Сергей Игнатьев неоднократно указывал, что главными факторами, препятствующими ее смягчению, являются высокие инфляционные риски и 5-процентный уровень безработицы. Влияние этих факторов в настоящее время снижается.

ЧИТАТЬ: Важнейшие этапы жизни ВТБ с момента выхода на биржу в 2007 году и их отражение на стоимости акций компании

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ О СПАДЕ 

В марте инфляция замедлилась, безработица выросла до 5,7%, а основные индикаторы ожидаемых темпов роста - такие как объемы розничной торговли и промышленного производства, а также уровень предпринимательского доверия - указывают на экономический спад. Андрей Белоусов, который сменил Набиуллину на посту министра экономического развития, в текущем месяце выступил с резким предупреждением о том, что в этом году Россия может испытать рецессию.

Я полагаю, что ответом Центробанка должно стать снижение кредитной ставки на 0,75 процентного пункта. Вопрос заключается не в том, случится ли это, а в том, когда это произойдет в условиях снижения темпов как инфляции, так и экономического роста.

Смягчение монетарной политики имеет, однако, свои пределы. К примеру, в США обеспечение устойчивого экономического роста оказалось затруднительным, несмотря на все усилия Федеральной резервной системы. Следовательно, Набиуллиной придется прибегнуть к другим средствам, имеющимся в ее распоряжении.

Хорошим началом был бы пересмотр политики Центробанка в области рефинансирования. Она не может копировать операции на открытом рынке Европейского центрального банка, поскольку крошечные размеры российского рынка облигаций увеличивают риск нехватки залоговых средств в банковской системе. В 2012 году коэффициент использования залоговых средств, т.е. доля имеющихся на рынке залоговых средств, используемая для операций Центрального банка по рефинансированию, в России составляла 50%, тогда как в среднем по еврозоне - всего 20% . Для Европы возможность наступления "залогового голода" представляет собой долгосрочную проблему. В России ее давление на финансовые рынки уже ощущается.

Центральному банку России следует позаимствовать другие инструменты из имеющегося у ЕЦБ набора, снабжая банки ликвидностью путем долгосрочного рефинансирования. В сочетании со снижением ставки, это способствовало бы росту внутреннего заимствования и снижению рисков, связанных с рефинансированием российских компаний в иностранной валюте. Высокие кредитные ставки внутри страны заставляют бизнес прибегать к зарубежным кредитам. По состоянию на январь, внешний долг российских компаний составлял 564 миллиарда долларов, т.е. 30% ВВП, что почти на треть больше, чем в январе 2008 г.

Набиуллиной придется также принимать решения, касающиеся введения в России нормативов "Базеля III" и совершенствования инфраструктуры российского финансового рынка. Существуют, по меньшей мере, две серьезные причины, по которым Центральному банку не следует торопиться с введением нормативов "Базеля III", по крайней мере в текущем году.

НЕДОСТАТОК СРЕДСТВ

 

Во-первых, нормативы "Базеля III" сосредоточены на повышении объема и качества резервного капитала, что имеет решающее значение для эффективного и безопасного функционирования финансовой системы. В то же время сегодня в России с ее ограниченным наличием источников финансирования это могло бы привести к снижению объемов кредитования реального сектора экономики. В жестких рыночных условиях некоторым банкам предстояла бы тяжелая борьба за дополнительный капитал.

Во-вторых, во избежание дисбаланса в сфере регулирования, нормативы "Базеля III" должны быть приняты одновременно во всех юрисдикциях. Учитывая что в США и в Евросоюзе программы по введению нормативов "Базеля III" забуксовали, России также следовало бы повременить.

Это подводит нас к теме инвестиционного климата. Правительство уже обязалось, в качестве своего рода налогового стимула, выделить в 2013 г. 400 миллиардов рублей (13 миллиардов долларов) на инфраструктурные проекты. Ввиду предстоящего в августе слияния российского регулятора финансовых рынков с Центробанком, Набиуллина может сыграть роль в улучшении климата для отечественных и иностранных инвесторов.

Учитывая нынешнюю нехватку ликвидности и залоговых средств, хорошей стартовой платформой для Набиуллиной стало бы развитие российского рынка займов под залог ценных бумаг. Сейчас в России существует только рынок ипотечных займов, обеспеченных ценными бумагами. Эту деятельность следовало бы распространить на более широкий спектр активов, включая задолженность по потребительскому кредиту и кредитование малого и среднего бизнеса.

Набиуллина обладает хорошей подготовкой для решения этих задач. В качестве ученого, она принимала участие в разработке программы реформ в нулевые годы; в трудный период с 2007 по 2012 гг. она была министром экономического развития. Она обладает исключительным видением масштабной макроэкономической картины и ключевой роли в ней Центрального банка. Перед ней открываются широкие возможности.

(Андрей Костин - Президент-Председатель Правления банка ВТБ, второго по размеру активов кредитного учреждения России. Он также возглавляет целевую группу В20 по финансам. Высказанные суждения отражают его личное мнение).

 Текст был опубликован агентством Блумберг и его английская версия доступна по ссылке