Президент РФ Владимир Путин во вторник обнародовал кандидатуру на пост главы Банка России, которая будет предложена парламенту, - это помощник главы государства, экс-глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина.

Полномочия нынешнего главы ЦБ РФ Сергея Игнатьева истекают 23 июня. Кандидата на пост главы Центробанка представляет президент, а назначает Госдума сроком на четыре года.

За свою более чем 20-летнюю карьеру экономиста Набиуллина снискала репутацию стратегически мыслящего эксперта, борца за улучшение делового климата и развитие экономики. В то же время она всегда предпочитала избегать громких политических заявлений, держась сначала на позициях эксперта и советника, а позже, в должности министра экономического развития, а затем - помощника президента, значительно ограничивала контакты с прессой.

Тем не менее, на посту главы Минэкономразвития РФ, который Набиуллина занимала с 2007 по 2012 год, ей удалось завоевать доверие и симпатии бизнеса, и это несмотря на то, что деловой климат в стране по-прежнему вызывает нарекания инвесторов. А самым значимым и заметным успехом Набиуллиной-министра можно назвать успешное завершение переговоров по вступлению России в ВТО в 2011 году. В результате летом 2012 года наша страна завершила долгий и трудный процесс присоединения к этой организации.

ТРУДОГОЛИК, ЛИБЕРАЛ И ВЛАДЕЛИЦА "ЯГУАРА"

После смены правительства Михаила Фрадкова и ухода Германа Грефа с должности главы МЭРТ в сентябре 2007 года Набиуллина была назначена министром экономического развития и торговли РФ. Греф тогда говорил, что считает ее одним из самых квалифицированных экономистов и одним из наиболее талантливых менеджеров в РФ. "Человек очень прозрачный, исключительно честный, работоголик. Человек, очень ясно и отчетливо понимающий принципы рыночной экономики, великолепно знающий работу", - так характеризовал Греф своего преемника на посту министра.

Бизнес-омбудсмен Борис Титов, тогда возглавлявший "Деловую Россию", отзывался о Набиуллиной как о "самом лучшем министре экономики с точки зрения бизнеса за последние годы". Он также называл ее высоким профессионалом и милейшим человеком, с которым приятно общаться.

Российские бизнесмены и общественники оценили попытки Набиуллиной вырулить экономику страны на либеральный курс преобразований. Правда, результат усилий высоко не оценен, но обвинять ее в этом никто не торопится, понимая, что усилий одного министра, пусть и насквозь либерального, для смены курса всей страны все-таки мало.

Близкие ей люди говорят, что она хорошо разбирается в искусстве, предпочитает классическую музыку, любит поэтов серебряного века и фильмы на французском языке. В 2011 году Набиуллина вошла в когорту топ-чиновников, которые не могли похвастаться высокими заработками, – ее годовой доход снизился до 3,2 миллиона рублей с 3,6 миллиона в 2010 году, а из собственности за ней значатся треть квартиры и автомобиль Jaguar S-TYPE.

АККУРАТНАЯ СТРАТЕГИЯ МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ

Больше четырех лет своей карьеры до назначения министром Набиуллина посвятила формированию стратегии страны, работая в Центре стратегических разработок, а потом и возглавляя его. В 2008 году Набиуллина, сформулировав шесть задач ведомства, на первое место поставила стратегическое планирование развития страны. Остальные пять - это содействие диверсификации экономики и преодолению инфраструктурных ограничений, создание комфортных условий для бизнеса, повышение эффективности госинститутов, обеспечение интеграции страны в мировое экономическое пространство и повышение эффективности экономического обеспечения обороноспособности и безопасности РФ.

Спустя четыре года, на посту министра, первую и последнюю задачи она из списка вычеркнула. На итоговой коллегии министерства перед уходом с поста его главы Набиуллина назвала только четыре: улучшение инвестклимата и в целом условий ведения бизнеса, оптимизацию участия государства в экономике, стимулирование инноваций и повышение эффективности, а также интеграцию в мировую экономику, поддержку выхода российских компаний на внешние рынки.

При Набиуллиной стратегическое планирование развития страны впервые практически целиком было отдано на откуп экспертам. Более тысячи аналитиков планировали будущее экономики РФ до 2020 года. Многие предложения из этого коллективного труда обсуждались и обсуждаются в правительстве, в том числе не самые популярные, например, повышение пенсионного возраста.

Тема повышения эффективности экономического обеспечения обороноспособности и безопасности РФ, вычеркнутая из списка Набиуллиной, в последнее время стала достаточно скользкой - именно она послужила причиной ухода из правительства вице-премьера и министра финансов Алексея Кудрина. Эксперты по "Стратегии-2020" осторожно рекомендовали несколько сократить планируемые затраты и растянуть их до 2030 года. Минфин предложения поддержал, а Минэкономразвития отмолчалось и задачу из своих приоритетов аккуратно вычеркнуло.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ОМБУДСМЕН

Представители бизнес-объединений в один голос хвалят Набиуллину и называют ее защитницей своих интересов, которая добровольно заняла позицию бизнес-омбудсмена при российском кабмине задолго до назначения на этот пост Бориса Титова.

Действительно, став министром, она много говорила об улучшении делового климата и помощи бизнесу. Первым под защиту Набиуллиной попал малый бизнес. Неимоверными усилиями удалось снизить число проверок и перечень лицензируемых видов деятельности. Число договоров по подключениям малого бизнеса к сетям возросло в разы. Медленно, но все-таки начала реализовываться программа так называемой малой приватизации.

Впрочем, все эти достижения были перечеркнуты в 2011 году, когда ставки страховых взносов взлетели до 34% с 14%. Авральные усилия по выделению льготников среди малого бизнеса, которые занимаются производством, доверия предпринимателей вернуть не смогли.

Если говорить не о малом, а о бизнесе в целом, то отчет российских властей выглядит неплохо, а рука Набиуллиной видна практически во всех инициативах, так или иначе связанных с деловым климатом. Например, перезапущена работа Консультативного совета по иностранным инвестициям, заработал офис омбудсмена, решающий конкретные проблемы иностранных инвесторов. Программы улучшения инвестиционного климата, разработанные с учетом модельной программы Минэкономразвития, приняты в 77 регионах России. Появилась и оценка регулирующего воздействия на бизнес законопроектов, которые вносятся в правительство.

Однако по рейтингу Doing Business Россия пока находится на 112-м месте из 185, располагаясь в списке ниже таких стран, как Египет, Непал, Парагвай и даже Папуа - Новая Гвинея. А с начала 2013 года нарастает возмущенная дискуссия вокруг отмены льгот по страховым платежам для индивидуальных предпринимателей. В результате с 1 января ставки выросли вдвое, а Россия всего за три месяца - с декабря 2012 года по конец февраля - потеряла почти 300 тысяч индивидуальных предпринимателей. Так что ничего удивительного, что "неблагодарный" бизнес продолжает жаловаться на административные барьеры и налоговое бремя, руководить компаниями из офшоров, использовать фирмы-однодневки, а средства хранить в иностранных банках, а не вкладывать в российские инновации.

ОКНО В МИР

Единственное направление, на котором можно увидеть реальный, пусть и спорный результат работы Набиуллиной-министра, – это интеграция в мировую экономику. Летом прошлого года Россия после почти 20-летних переговоров присоединилась к Всемирной торговой организации (ВТО).

Путь в ВТО был длинным, трудным, с отступлениями, многочисленными политическими поворотами и "загогулинами". Так, в начале 2008 года российские власти полагали, что финал близок, однако из-за упорства главных партнеров по переговорам - Брюсселя и Вашингтона - сроки отодвинулись. Потом Россия заявила, что будет вступать в ВТО вместе с партнерами по Таможенному союзу - Белоруссией и Казахстаном - и приостановила двусторонние переговоры, однако позже стороны решили их возобновить с того же места, где остановились.

Как бы там ни было, точка в переговорах была поставлена именно при Набиуллиной. России уже не будет принадлежать сомнительный рекорд по продолжительности ведения переговоров, первенство - у Алжира, который присоединяется к ВТО с 1987 года.

По расчетам Всемирного банка, присоединение России к ВТО в течение трех лет будет приносить стране около 3,3% ВВП в год, а через десять лет - за счет позитивного влияния на инвестиционный климат - выгода может увеличиться до 11% ВВП.

Есть, правда, и другая точка зрения, согласно которой вступление в ВТО принесет РФ один вред и загубит отечественного производителя. По расчетам самого Минэкономразвития, федеральный бюджет РФ в последний год семилетнего переходного периода может недополучить около 230-240 миллиардов рублей из-за понижения таможенных пошлин в связи со вступлением в ВТО. Однако вероятность таких потерь невелика, тут же добавляют чиновники: в результате снижения пошлин возрастет объем торговли, а перед российскими экспортерами широко распахнутся двери внешнего рынка.

Пока, правда, "смертность" российских фирм на внешних рынках до неприличия высока, - только одна из пяти может удержаться там в течение пяти лет, подсчитал Всемирный банк. Он же рекомендовал России больше внимания уделять развитию внутренней конкуренции, а не созданию механизмов господдержки.

У властей РФ, в том числе у Набиуллиной, свой взгляд на проблему российского экспорта: усилить господдержку, создать новые госцентры и структуры, поддержать избранных. Именно в этих целях в 2011 году было создано Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР) и сеть региональных центров поддержки экспортно-ориентированного малого бизнеса.

Лана Самарина и Елена Малышева, Прайм