Антимонетарист Глазьев изменит риторику, если возглавит ЦБ
Обсуждаемая возможность назначения экономиста Сергея Глазьева, известного своими радикальными антимонетаристскими взглядами, на пост главы Центрального банка РФ вызвала обеспокоенность на рынке и среди экспертов, однако одновременно несколько высокопоставленных источников постарались успокоить общественность. Их доводы сводятся к тому, что убежденные сторонники денежной экспансии в новейшей российской истории часто смягчали свои взгляды, оказываясь в чиновничьих креслах.
В четверг Рейтер сообщил, что Глазьев, в настоящее время советник президента России Владимира Путина, уже через месяц придет на смену убежденному монетаристу Сергею Игнатьеву, верному союзнику бывшего министра финансов Алексея Кудрина. Агентство процитировало источники, которые сказали, что кандидатура Глазьева устраивает и Путина, и премьер-министра Дмитрия Медведева.
Источник РИА Новости, знакомый с ситуацией, отрицает, что Глазьев, который после многих лет деятельности в оппозиции внезапно стал советником в Кремле, имеет шанс занять кресло председателя ЦБ. В то же время бывший высокопоставленный сотрудник администрации президента заявил агентству "Прайм", что даже если это и произойдет, то ничего страшного не случится.
"Я довольно спокойно отношусь к возможным кадровым решениям, потому что находясь в этой позиции ты понимаешь, что отвечаешь не за идеологию, а за результат. Ты мгновенно попадаешь в ситуацию ответственности и неизбежно становишься либералом", - сказал источник, приведя в пример бывших премьер-министров Виктора Черномырдина и Евгения Примакова, убежденных антилибералов, которые были вынуждены изменить свои взгляды под влиянием обстоятельств.
Игнатьев, проработавший на своем посту с марта 2002 года, уйдет не позднее 23 июня. Его преемник возглавит Банк России, объединенный с Федеральной службой по финансовым рынкам, и получит уникальные в истории ЦБ полномочия.
ЦБ, под управлением которого находятся международные резервы почти на 530 миллиардов долларов, независим от правительства. При этом независимость ЦБ в последние месяцы регулярно подвергалась проверке на прочность: правительственные чиновники, руководители госбанков и крупного бизнеса призывали Центробанк снизить ставки для стимулирования экономического роста. Однако регулятор сохраняет нейтральную монетарную политику, ссылаясь на высокие инфляционные риски. По словам Игнатьева, ЦБ может пойти на снижение ставок только после замедления инфляции.
Путин в своихречах также осторожно призывал подумать о том, как Центробанк мог бы предоставить средства для стагнирующей экономики на более длинный срок с целью оживления экономического роста. Ряд экспертов трактует такую риторику как довод в пользу назначения Глазьева.
ГЛАЗЬЕВ МОЖЕТ
Глазьев, которому 1 января исполнилось 52 года, работал в первых составах правительства РФ после распада Советского Союза, где он занимал должности, связанные с внешнеэкономической деятельностью. В качестве министра внешнеэкономических связей Глазьев подал заявку на вступление России в ВТО. Он ушел в отставку в знак протеста против разгона Верховного Совета РФ в 1993 году и с тех пор занимал второстепенные должности либо был в оппозиции.
Глазьев, выпускник экономфака МГУ, считается одним из авторов идеи экономического союза России с Белоруссией и Казахстаном, неожиданно выдвинутой Путиным в 2009 году.
Звезда Глазьева неожиданно вновь заблистала во время недавних выборов президента РФ, когда бывший оппозиционный политик, не раз жестко критиковавший Путина, стал его доверенным лицом, а после выборов и советником.
В своем докладе, опубликованном 29 января 2013 года, Глазьев написал, что для достижения целей, обозначенных Путиным в его указе "О долгосрочной государственной экономической политике", российская экономика должна расти темпами не менее 6% в год. Правительство ставит для себя менее амбициозную цель в 5%.
Глазьев подверг критике нынешнюю бюджетную политику и назвал российские нефтегазовые нацфонды, любимое детище Кудрина, "формой вывоза капитала" и обозначил пути радикального разворота денежно-кредитной политики РФ.
"В цели государственной денежно-кредитной политики и деятельности Банка России должны быть включены обеспечение экономического роста и занятости, реальное выполнение функции кредитора последней инстанции", - написал Глазьев.
Его заявления многие видные экономисты восприняли в штыки. "Я не сомневаюсь в том, что Глазьев может (возглавить ЦБ). Я сомневаюсь в том, что он может сейчас. В нынешней ситуации это порождает колоссальные риски. Глазьев едва ли может быть отнесен к либералам. Это означает, что ЦБ будет менять вектор экономической политики. Это тем более порождает риски", - сказал "Прайму" главный экономист АФК Система" Евгений Надоршин.
ЛИЧНЫЕ ПРОГРАММЫ
В докладе Глазьев предлагает в качестве первоочередных мер удержание ставки рефинансирования в пределах 4-6% вместо нынешних 8,25%, смягчение требований к рейтингам заемщиков при операциях рефинансирования, расширение ломбардного списка ЦБ за счет векселей крупных промышленных корпораций и удлинение срока рефинансирования на срок до трех лет.
В духе классической антимонетаристской риторики Глазьев утверждает, что предлагаемые им меры не приведут к росту цен, поскольку увеличенное количество денег в экономике будет скомпенсировано ростом предложения товаров и снижением издержек, а также предлагает ряд мер по деофшоризации российской экономики, также одной из излюбленных тем президента Путина.
Официально список кандидатов не оглашался, тем не менее, среди возможных кандидатов называли Кудрина, первого зампреда ЦБ Алексея Улюкаева, главу ВТБ Андрея Костина, вице-премьера Аркадия Дворковича, главу "ВТБ 24" Михаила Задорнова, главу совета директоров МДМ Банка Олега Вьюгина, а также двух зампредов ЦБ - Михаила Сухова и Сергея Швецова.
По закону кандидатуру на пост главы Центробанка представляет президент, а назначает Госдума сроком на четыре года. В нынешнем составе Думы Глазьев может получить поддержку абсолютного большинства, поскольку многие коммунисты и эсеры с симпатией относятся к его взглядам. Тем не менее, даже оппоненты Глазьева полагают, что ответственность за почти 530 миллиардов долларов международных резервов вынудит бывшего оппозиционера измениться.
"Одно дело личные программы, и другое – работа на таком посту с соответствующим уровнем ответственности. Каждый человек – заложник того места, которое он занимает. Пока ты безответственный консультант - это одно, когда ты несешь ответственность – совсем другое. Двигаться в противоположном направлении он не сможет. Есть инерция, и сразу все поменять нельзя", - заявил "Прайму" бывший высокопоставленный федеральный чиновник.
Глеб Брянский, Прайм
https://1prime.ru/Central_bank/20130222/761371094.html